Вернуться
22 из 39
Просмотрено 22 из 39
Москва. Иллюминации. 1896-2003
Москва. Иллюминации. 1896-2003
Заголовок
Москва. Иллюминации. 1896-2003
Аннотация
Москва. Иллюминации. 1896-2003 Выставка «Москва. Иллюминации. 1896-2003» ‒ еще одна часть большого проекта Мультимедиа Арт Музея «История России в фотографиях». Праздничная иллюминация Москвы по случаю какого-либо торжества – достаточно старинное явление: первые упоминания об использовании «огней» в украшении улиц относится к 1602 году, т.е. временам царя Бориса Годунова. В царствование Петра I популярными стали фейерверки, которыми занималось артиллерийское ведомство. В XIX веке в дни государственных праздников на зданиях появлялись многочисленные шкалики – разноцветные стаканчики с маслом и подожженным фитилем. Появление электричества дало толчок развитию искусства светового украшения города. В 1856 году перед Лефортовским дворцом в честь визита Александра II были зажжены десять «электрических солнц». «Невиданное светопредставление» случилось в Москве в 1883 году в дни восшествия на престол Александра III ‒ опутанные тысячами электрических лампочек колокольня Ивана Великого и храм Василия Блаженного поражали воображение москвичей. Шедевром осветительного искусства, по мнению современников, стала иллюминация Москвы во время коронации Николая II (1896). Множеством электрических ламп были украшены не только Кремль, Большой театр, здание Государственной думы, Триумфальная арка, но и частные дома. Фотографы (в том числе знаменитый Максим Дмитриев) подробно зафиксировали световое украшение московских улиц в дни коронационных торжеств. Главный лозунг Октябрьской революции – построение нового мира, преобразование реальности – был поддержан молодой российской художественной интеллигенцией. Гигантский социальный эксперимент спровоцировал волну художественных экспериментов. В авангарде этого движения был Александр Родченко – живописец, дизайнер, фотограф, активно работавший в театре и кинематографе. Открытые им формальные фотографические приемы: динамичная диагональная композиция, съемка с неожиданных точек, форсированная перспектива – брались на вооружение не только его учениками и последователями из фотосекции группы «Октябрь» (Е. Лангман, Д. Дебабов, Б. Игнатович, В. Грюнталь), но и идейными и эстетическими противниками из Российского объединения пролетарских фотографов (РОПФ). Принятый молодым государством в 1920 году план электрификации всей России (ГОЭЛРО) позволил «лампочке Ильича» войти в каждый дом. Электричество стало активно использоваться в агитационно-пропагандистской работе: в дни годовщин революции главные здания столицы украшались праздничной иллюминацией ‒ лозунгами, цифрами, рапортующими о достижениях промышленности и сельского хозяйства, профилями вождей. Новую Москву увлеченно фотографировали новые авторы. С первых дней Великой Отечественной войны Москва погрузилась во тьму. И только с августа 1943 года праздничными салютами отмечалось освобождение все новых и новых городов. Апофеозом стал победный салют 9 мая 1945 года, в котором были задействованы тысяча зенитных орудий и прожекторы войск противовоздушной обороны. В дни празднования 800-летия Москвы (1947) начала работать установка по контурной подсветке Кремля, спустя десять лет во время проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов были установлены системы фасадного освещения сталинских высоток. В 1960-е годы в столице появляются конструкции из электрических лампочек вдоль улиц, использующиеся, как правило, в дни государственных праздников. Страна, пережившая кровопролитную войну, после долгих лет страшного напряжения всех душевных и физических сил была полна надежд на лучшее, на изменения в общественно-политической и повседневной жизни и очень хотела праздника. Ярко освещенные центральные улицы Москвы, нарядные витрины и разноцветные фейерверки дарили это ощущение праздника и уверенности в том, что Москва – лучший город Земли. Поколению фотографов-шестидесятников – Дмитрию Бальтерманцу, Всеволоду Тарасевичу, Виктору Ахломову – удалось запечатлеть изменения не только во внешнем виде Москвы, но и в настроениях москвичей.
Дата публикации
Москва Михаила Прехнера
На съемках фильма «Необыкновенный город»