Вернуться
37 из 39
Просмотрено 37 из 39
Цвет в русской фотографии XIX - начала XX века
Цвет в русской фотографии XIX - начала XX века
Заголовок
Цвет в русской фотографии XIX - начала XX века
Аннотация
Выставка демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии. Фотография стремилась овладеть цветом с самых ранних этапов своего существования. Сначала фотографии раскрашивались вручную, но специалисты непрестанно экспериментировали и с более сложными и технологичными способами получения цвета. Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской — в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которая производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего это относится к портретам — одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда, изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера. Людям хотелось видеть собственное изображение в цвете и придать ему живописный характер. Кроме того раскраска ранних фотографических снимков позволяла, скрыть недостатки отпечатков, в том числе и тех, которые начинают производиться на альбуминовой бумаге. Эта бумага со временем желтела. Чтобы скрыть это, бумагу тонировали в зеленый, розовый и другие цвета, раскрашивали акварелью, гуашью, маслом, а позднее анилиновыми красителями. Иногда в процессе раскраски фотография дорисовывалась, и на заднем плане появлялся растительный орнамент или различные предметы интерьера. К концу XIX века, к 1880-1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами. Так, например, фотографическая студия Троице-Сергиевой Лавры (фотостудии при российских монастырях были чрезвычайно распространенной практикой) производит множество раскрашенных архитектурных снимков православных церквей. В конце XIX-начале ХХ веков, с одной стороны, идет активная европеизация России, что отражается в стиле архитектурных построек, интерьерах зданий, костюмах и образе жизни, с другой стороны, идет поиск национальной идентичности, проявляется интерес к национальным особенностям обитателей Российской империи. Появляются целые серии раскрашенных фотографий с персонажами в национальных костюмах, как в русских, так и татарских, кавказских, украинских и др. Вместе с промышленным бумом конца XIX-начала ХХ веков стены домов начинают украшать не только раскрашенные пейзажи, но и фотографии индустриальных построек. В начале ХХ века, в 1910-х годах особой популярностью пользуются раскрашенные фотографии российского офицерства, которое становится важнейшим социальным классом перед началом Первой мировой войны. Настоящий прорыв в этой области совершил Ханс Якоб Шмидт (1856–1924). Он работал на швейцарскую фирму «Орелл Фюссли» (Orell Füssli), и именно он в 1880-е годы стал изобретателем «фотохрома». Эта техника открывала совершенно новые возможности для массового производства и распространения цветных отпечатков и позволяла поставить их изготовление на коммерческую основу. Вскоре владельцы «Орелл Фюсли» основали дочернюю компанию «Фотохром Цюрих» (Photochrom Zürich), специально для тиражного изготовления фотохромов. Ее продукция маркировалась золотистыми инициалами «P.Z». Фотохромы обманчиво напоминают цветные фотографии, но при большом увеличении этот обман рассеивается: становятся видны частицы пигмента и становится очевидным, что перед нами фотомеханический способ создания изображения, основанный на красках. Процесс создания фотохрома был трудоемким: требовалось несколько литографских камней (в среднем от шести до пятнадцати), покрытых специфическим составом на основе асфальта и специально обработанных — каждый для своего цвета. За основу брались черно-белые негативы. Их авторство почти никогда не указывалось, поэтому остается только гадать, кем были сделаны снимки, впоследствии превращенные в фотохромы. Фотохромы пользовались огромным спросом у массового покупателя и быстро стали предметом любительского коллекционирования. Это были и открытки, и эффектные крупноформатные панорамы, и среднего размера отпечатки на тонкой бумаге, вклеивавшиеся в альбомы или обрамлявшиеся и украшавшие стены буржуазных гостиных. Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом и потому, что царь Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В мае 1909 года Император Николай II дает аудиенцию фотографу Сергею Прокудину-Горскому. В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Прокудин-Горский использовал черно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка (фотографу удалось предельно уменьшить время экспозиции). С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя стеклянными диапозитивами. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений на экране получалось полноцветное изображение. Прокудину-Горскому удалось добиться полиграфической репродукции своих снимков, которые он печатал в виде фотооткрыток, а также в виде вкладышей к иллюстрированным журналам. Современному зрителю, чей визуальный опыт сформирован цветной цифровой фотографией, ранние попытки ввести цвет в фотоизображение могут показаться наивными. Но они обладают бесспорным, неподражаемым обаянием времени и вместе с тем являются ценным документом об истории нашей страны.
Дата публикации
Фотооткрытки с видами Москвы
Цирк и театр в фотографиях Александра Родченко