Вернуться
18 из 39
Просмотрено 18 из 39
Клоуны Маковский и Ротман
Клоуны Маковский и Ротман
Заголовок
Клоуны Маковский и Ротман
Аннотация
Маковский и Ротман Дуэт клоунов, заслуженных артистов РСФСР Генриха Ротмана и Геннадия Маковского, вошел в историю советского цирка как один из самих ярких и талантливых. Сценические взаимоотношения партнеров строились на постоянном соперничестве и шутливых розыгрышах друг друга. Артисты создавали остроумные и смешные клоунские миниатюры, каждая из которых превращалась в маленький спектакль. Они познакомились во время учебы в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Оба были приняты в 1958 году на отделение клоунады, речевых жанров и музыкальной эксцентрики. Маковский отдавал предпочтение занятиям музыкой. Ротман попал в группу Сергея Андреевича Каштеляна, увлекся пантомимой. Часто оба принимали участие в шефских концертах, тогда Маковский выступал в качестве конферансье, исполнял куплеты, а Ротман – мимические сценки. Ротман и Маковский впервые выступили партнерами в репризе «Вода», подготовленной под руководством педагога Бориса Александровича Бреева и успешно показанной на экзаменах. Талантливая художница Наталья Касаткина создала для артистов костюмы, подчеркивающие их индивидуальность: рубаху в горох для спокойного и самоуверенного Маковского, полосатую майку для непосредственного и энергичного Ротмана, она же придумала костюмы для репризы «Первый приз». В 1962 году училище было окончено, молодые артисты Всесоюзного объединения государственных цирков получили направление на работу в Оренбург. На дальнейшее развитие артистов повлияли гастроли в Ленинградском цирке, именно здесь в 1930 году Евгением Михайловичем Кузнецовым была создана Экспериментальная мастерская по подготовке цирковых и эстрадных номеров, с цирком сотрудничали известные художники, литераторы и композиторы. Здесь же был основан первый в мире музей, посвященный истории циркового искусства. В Ленинграде появилось несколько новых реприз. В скором времени состоялось знакомство с Арнольдом Григорьевичем Арнольдом, постановщиком программ Молодежного коллектива (создан вместе с Мариэттой Рудиной в 1961 году) – он посмотрел их работу и пригласил в коллектив в качестве коверных клоунов. В 1964 году Маковский и Ротман стали лауреатами Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства, наряду с Олегом Поповым, Юрием Никулиным и Михалом Шуйдиным. Перед выходом дуэта на манеж стало звучать: «Весь вечер на манеже два Геннадия! » В 1969 году дуэт получил приглашение в программу Московского цирка. В рецензии на программу доктор искусствоведения Юрий Арсеньевич Дмитриев написал о Маковском и Ротмане: «Они делом доказали, что достойны быть в числе лучших цирковых комиков. Сценическому облику артистов свойственна интеллигентность, их костюмы, манера поведения и, конечно, оригинальный репертуар современны. Средствами своего искусства точно, без нажима, умеют убеждать зрителей, заставлять их верить себе». В этом же году им присвоены почетные звания заслуженных артистов РСФСР. Для звукового и шумового оформления своих реприз – фономимических пантомим, артисты первыми начали использовать подходящие фонограммы (звуки цокота копыт, скрипящей двери, булькающей жидкости и др.) – их находили в фонотеках радиокомитетов или специально записывали в студии. В 1971 году открылся новый Московский цирк на Ленинских горах – Дворец циркового искусства, Маковского и Ротмана пригласили участвовать в программе. Оба продолжали искать идеи для пополнения репертуара, отвечающего духу времени, создавали его сами. «Клоун, как никто в цирке, должен шагать в ногу со временем, внимательно следить за политическими событиями в мире, достижениями науки, техники, литературы и искусства, даже спорта. Все это должно находить свое отражение в том, что артист делает на манеже», – писали они в одной из статей в журнале «Советская эстрада и цирк». В 1975 году оба закончили отделение режиссёров цирка ГИТИСа. Творческий союз длился семнадцать лет. Маковский скоропостижно скончался в декабре 1979 года, в последний день успешных гастролей в Югославии. В альбоме представлены фотографии Семена Мишина-Моргенштерна (1922 – 1991). Автор сотрудничал с Всесоюзным объединением« Союзгосцирк» и редакцией журнала «Советская эстрада и цирк».
Дата публикации
Канал имени Москвы
Коллекция фототехники