Вернуться
32 из 44
Просмотрено 32 из 44
Евгений Умнов. Избранное. К 100-летию со дня рождения
Евгений Умнов. Избранное. К 100-летию со дня рождения
Аннотация
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Евгения Умнова «Избранное. К 100-летию со дня рождения» / Новые поступления в коллекцию МАММ. В рамках программы «Классики российской фотографии»/. Евгений Умнов родился в Москве 24 мая 1919 года. Его отец, Петр Евгеньевич Умнов, был репрессирован в 1928-м и через год расстрелян. Воспитанием мальчика занималась большая дружная семья матери. Зинаида Васильевна Мальцева, мать Евгения Умнова, в юности брала уроки у художника Константина Юона (полученные навыки очень пригодились, когда она, помогая сыну, выполняла виртуозную ретушь его негативов). Ее сестра, Софья Мальцева, знаменитая теннисистка, чемпионка Спартакиады народов СССР, дружила с актерами МХАТа. Художественное окружение семьи существенно повлияло на формирование интересов Евгения Умнова. В 1938 году он поступил на архитектурный факультет Московского строительного института. В 1941 году вместе с институтом уехал в эвакуацию Новосибирск, где, увлекшись фотографией, начал работать в газете «Советская Сибирь». Вернувшись в 1943 году в Москву, Евгений Умнов решил полностью посвятить себя фотоискусству. Сотрудничал с ВОКС (Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей), его фотоснимки публиковались в журнале «СССР на стройке». Профессиональное становление Евгения Умнова во многом определили дружба и сотрудничество с классиками советской фотографии. Вместе с Виктором Руйковичем он снимал послевоенный Таллин, с Семеном Фридляндом и Яковом Халипом — строительство Московского университета на Ленинских горах, с Самарием Гурарием — ВДНХ, а с Борисом Кудояровым — праздничную Москву 1950 года. В том же году Умнов стал постоянным фотокорреспондентом журнала «Огонек». Культурная среда, в которой он вырос, и архитектурное образование очевидно повлияли на съемки Умнова, отличающиеся безупречной композицией и врожденной интеллигентностью. Неслучайно художественная и интеллектуальная элита страны особенно ценила его работы, а у начинающих артистов даже была примета — если Умнов сделает твой портрет, значит, творческая карьера сложится удачно. Евгений Умнов работал в эпоху, когда социалистический реализм был главным течением во всех видах искусства, в том числе в фотографии. Работая в «Огоньке» и сотрудничая с большинством советских фотоиллюстрированых журналов, ему удавалось выбирать темы и сюжеты, находившиеся под минимальным контролем жесткой идеологической цензуры. Архив Евгения Умнова огромен. Несмотря на несколько посмертных достаточно представительных ретроспектив, его творчество еще предстоит открыть для истории российской и мировой фотографии. На выставке в МАММ, за исключением нескольких кадров из журнала «Огонек», представлены не публиковавшиеся фотографом работы. Среди них — съемки, созданные в период с 1944-го по 1975-й (год смерти Евгения Умнова). Этот временной диапазон дает возможность проследить эволюцию авторского стиля и увидеть многообразие жанров, в каждом из которых фотограф работал безупречно.
Дошкольное воспитание в СССР
Евгений Умнов. Избранное. К 100-летию со дня рождения