Вернуться
41 из 44
Просмотрено 41 из 44
Эммануил Евзерихин. Ретроспектива
Эммануил Евзерихин. Ретроспектива
Аннотация
Эммануил Евзерихин — классик российской фотографии, родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 1920-х годов уже 15-летним юношей начал работать внештатным фотокорреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в «Фотохронике ТАСС». В 1934 году переезжает в Москву и продолжает работу в главном фотоагентстве СССР. 1920-е годы — расцвет советской фотографии и, прежде всего, советского фотоавангарда. Мы прекрасно знаем работы таких великих фотографов, как Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет и др. Именно Александр Родченко сформулировал основы фотоэстетики модернизма: крупный ракурс, героизировавший действительность, неожиданная точка съемки, диагональная композиция, придававшая снимку вектор движения. Эти модернистские опыты не могли не оказать воздействия на молодого Эммануила Евзерихина. Отголоски этой эстетики мы увидим и в его архитектурных съемках, и, прежде всего, в фотографиях военных парадов и спортивных шествий, ставших неотъемлемой частью советской жизни с 1930-х годов. Но начало большой профессиональной карьеры молодого Эммануила Евзерихина (в 1934-м фотографу было 23 года) совпадает с временем, когда социалистический реализм становится единственной эстетикой для всех видов искусств, включая фотографию. Работая в фотоагентстве ТАСС, Эммануил Евзерихин получил доступ к съемкам всех важнейших событий, происходивших в СССР, а также возможность делать портреты знаковых персонажей эпохи: военачальников, писателей, деятелей искусства, политиков, в том числе, Иосифа Сталина. Работы фотохроникеров ТАСС проходили жесткую цензуру, которая меняла творческий почерк, стилистику и тематику советской фотографии. Эммануил Евзерихин был одним из звездных авторов фотожурналистского пула ТАСС. Он был востребован, работал днями и ночами и оставил для нас всеобъемлющую фотолетопись советской страны 1930—1950-х годов, когда жизнь любого советского человека определялась волей Иосифа Сталина. На производстве, на улицах, в школах, в домах и, конечно, на массовых праздниках, портреты Сталина были важнейшим атрибутом. Естественно, портреты вождя многократно попадали и в объектив Эммануила Евзерихина. Репрессивная политическая система, созданная Сталиным, контролировала и общественную, и личную жизнь каждого советского человека. Идеология превращала советский народ в послушное коллективное тело, и неслучайно на снимках Евзерихина так много шествий и парадов, в которых человек становился элементом узора, сотканного по замыслу постановщиков этих коллективных действий, призванных ежечасно подтверждать мощь, силу и красоту страны Советов. Евзерихину часто доставались лучшие точки съемки из тех, на которых расставлялись фотографы официальных СМИ. Советская фотография этого периода была важнейшим средством массовой пропаганды. Визуальная мощь лучших фотографий Эммануила Евзерихина гипнотизирует нас и сегодня. В учебниках по фотографии 1930-х годов совсем немного говорилось о том, как овладеть техникой фотографирования и печати фотоснимков. Этими навыками Эммануил Евзерихин владел в совершенстве. Гораздо больше говорилось о том, какие сюжеты должны, а какие не должны попадать в кадр. И Евзерихин был вынужден следовать этим установкам, как следовали миллионы советских людей директивам КПСС в СССР. Фотографии Эммануила Евзерихина — зеркало своего времени. Евзерихин как фотокорреспондент прошел всю войну, сделал десятки тысяч пронзительных снимков и особенно прославился своими фотографиями обороны Сталинграда, которые стали классикой мировой военной фотографии.
Владимир Мишуков. Неоновые мечты
Эммануил Евзерихин. Ретроспектива