Вернуться
17 из 44
Просмотрено 17 из 44
Творчество фотокорреспондента газеты “Пионерская правда” Сергея Васина в годы Великой Отечественной войны
Творчество фотокорреспондента газеты “Пионерская правда” Сергея Васина в годы Великой Отечественной войны
Аннотация
Одна из важнейших глав в творческой биографии фотографа Сергея Ивановича Васина связана с газетой "Пионерская правда". О нем самом известно пока немного, родился в Москве в 1912 году. В редакцию газеты пришел в середине 1930-х годов, после окончания техникума, а уже в 1938 году ему доверяют съемку парада физкультурников на Красной площади. Надо отметить, что он не только справился с этим ответственным заданием, но и сумел создать снимки, стоящие в одном ряду с кадрами таких "ассов" фотожурналистики, как Георгий Петрусов и Иван Шагин. Несколько слов о самой газете. Берущая начало в 1921 году как настенная газета детского дома № 16 Сокольнического района, она к середине 1930-х стала одной из самых массовых газет СССР, а заметки и корреспонденции для нее приходили со всех концов страны. Фотографии, как наиболее образному и яркому способу донесения информации до детей, в газете всегда придавалось важнейшее значение. Помимо снимков штатных фотографов, в газете публиковали и снимки любителей, а также самих детей, использовались материалы фотохроники ТАСС. Казалось бы, в суровые, далеко не “детские” военные года, фотография должна была уступить место сводкам и приказам, однако в “Пионерской правде” этого не произошло. Количество и разнообразие фотосюжетов из детской, школьной, пионерско-октябрятской жизни в годы войны не только не уменьшилось, а даже прибавилось. Уже спустя несколько дней после начала войны, 28 июня, в газете публикуется небольшая заметка "Изучаем санитарное дело" с фотографией Сергея Васина. Эта заметка представляет из себя письмо восьми пионерок дома № 14/26 по улице Старая Башиловка (с 1944 года - улица Расковой). Газета донесла до нас их имена: Зина Свирина, Люба Хренова, Валя Ионова, Шура Хренова, Тоня Мешкова, Нина Семенова, Рина Ионова, Лида Капаева. Интересно, что изучать санитарное дело их сподвиг художественный фильм "Фронтовые подруги" с Зоей Федоровой в главной роли, вышедший на экраны в мае 1941 года. Пионерки изображены стоящими в ряд, с повязками на руках, брезентовыми сумками за плечами. Название небольшой публикации в газете от 17 июля звучит как приказ: «Каждый дом – крепость обороны». Речь в ней идет о школьниках, объединившихся в пожарные звенья при домоуправлениях. «Ежедневно проводят они занятия по тушению очагов пожара от зажигательных бомб», - говорится в подписи к фотографиям. На первом снимке мы видим трех девочек – Нину Дееву, Марину Никольскую и Лизу Быстрову – «в специальных рукавицах и капюшонах из брезента (…) песком и водою ликвидируют очаг огня». На втором снимке «Жора Соколов и Нина Евлешина учатся тушить пожар с помощью брандспойта». В фондах музея сохранились не только фотографии, но и негативы, и их, конечно же, гораздо больше. На этих кадрах мы можем рассмотреть место действия и лица детей. Интересно, что москвоведы, объединившиеся вокруг сайта PastVu.com, сумели найти дом (Средний Тишинский переулок, 3), во дворе которого происходили эти учения. Одно из новшеств военных лет - пионерские детсады. Пионеры приходили в детские сады и ясли, где заменяли воспитательниц, а иногда собирали детей младшего возраста в помещениях домоуправлений, давая возможность их матерям уходить на предприятия. Важным делом считался сбор металлолома, как обычного, так и цветного. Дети наполняли песком мешочки для тушения зажигательных бомб, собирали лечебные травы, грибы и ягоды, вязали для бойцов варежки и теплую одежду. Девочки пришли в швейные цеха, мальчики - в заводские. Юных шефов ждали и в военных госпиталях. И, конечно же, никто не отменял учебу, и в сентябре школьники сели за парты, чтобы “в боевое время учиться по-боевому”. Приближался октябрь 1941 года, время массовой эвакуации из Москвы. В фонде хранится конверт со следующей надписью автора: "Внуково. 14 октября 1941 г. Вблизи фронта. Последняя фотография. Редакция эвакуирована. В 20 километрах от фронта изучают санитарное дело". На негативах, лежащих в конверте, запечатлены девочки-подростки, демонстрирующие малышам как надо бинтовать рану на голове. Редакция газеты была эвакуирована в Казань, но фотограф остался в Москве, продолжая снимать на улицах Москвы. По заданию Комитета обороны Москвы он снимал подготовку города к обороне: установку противотанковых «ежей», строительство защитных баррикад из мешков с песком. К сожалению, негативов и отпечатков, датированных осенью 1941 года, сохранилось немного, но и они дают представление о Москве того времени – холодной, пустынной, застывшей в напряженном ожидании. В следующие три с половиной года войны Сергей Васин продолжит свою подробную и кропотливую фотофиксацию больших и малых детских побед. Его фотоочерки становятся все более подробными и развернутыми, им отводится все больше места в газете. Одним из главных событий осени 1942 года стала передача в действующую армию танковой колонны "Московский пионер", построенной на собранные и заработанные пионерами Москвы деньги. А в мае 1943 года фотограф покажет читателям “Пионерки”, как проходили “испытания по военной подготовке” для мальчиков 5-го класса 613 московской школы. Эти испытания - преодоление препятствий, метание гранат, лазание по-пластунски - будут проходить в столь любимом многими москвичами парке “Сокольники”. Сергей Васин будет работать в «Пионерской правде» и после войны. Его послевоенные снимки пронизаны солнцем и светом, большинство из них снято на улице, в пионерских лагерях, дворах и парках Москвы. Но это тема достойна отдельного разговора.
Памяти военных фотографов
Творчество фотокорреспондента газеты “Пионерская правда” Сергея Васина в годы Великой Отечественной войны