Вернуться
11 из 60
Просмотрено 11 из 60
Арктика
Арктика
Аннотация
Характер – это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать иную профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха. Определенный характер как маяк притягивает свои отдельные события, которые люди склонны рассматривать как знаки свыше. Микоша верил в запрограммированность своей судьбы, в свою профессиональную предопределенность, в предначертанность ему быть кинооператором. Более шести десятилетий Микоша держал в руках кинокамеру. Он был свидетелем непростой эпохи, человеком, наделенным даром оказываться в гуще знаковых событий и умеющим мастерски их фиксировать не только на кино- и фотопленку - Микоша был блистательным публицистом, военные репортажи которого печатались в самой главной газете Советского Союза - «Правде». Он был не только профессиональным журналистом, но и фоторепортером. Шесть довоенных лет Микоша проработал фотокорреспондентом газеты «Известия». Четыре года, которые выпали на войну, - не слишком большой отрезок времени, но остались те годы самыми главными, а съемки - самыми дорогими сердцу кинооператора. Во время Великой Отечественной Владислав Микоша с камерой в руках участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, снимал бомбежки Лондона и беспечную в то время Америку, гибель Керченского десанта. «Про военные съемки Микоши справедливо сказать, что они сразу - и быт и поэзия... На пленке кинодокументов, снятых Микошей, всегда присутствует температура события», - писал один из режиссеров киноэпопеи «Великая Отечественная» Лев Данилов. Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но трудно перечислить все то, что снято им после войны: восстановление Варшавы и Днепрогэса, война Китая с Гоминданом - съемки в рейде Народно-освободительной армии через весь Китай, встречи Сталина с Мао Цзедуном и Хрущева с Кеннеди, съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Кастро, Тито, Гагарина, Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой... О Владиславе Микоше – легендарном операторе, фотокорреспонденте написано много. Но о его творчестве написано гораздо меньше, слишком затмевала его сама фигура Микоши. Цельный, не идущий на компромиссы с собой и окружающим миром, не отделяющий себя от дела своей жизни. Микоша будто бы сам оживший герой советского фильма. Но все же стоит посмотреть на фотографии Микоши в некоем отдалении от его харизматичного автора. Его кадры профессионально проработаны, отточены, нет ничего лишнего, что делает документальные свидетельства произведением искусства. Документальность трансформируется с годами в художественность, это неоспоримый факт. Профессиональная, творческая самоцензура отвергала малейший дилетантизм. Черно-белые документальные фотографии своей суровой правдивостью, неподдельным драматизмом трогают сильнее, чем современные постановочные кадры. Выставка построена в хронологическом порядке. События разделены на три части: прилет дирижабля «Граф Цеппелин» в Ленинград 25 июля 1931 года, экспедиция по спасению челюскинцев на пароходе «Смоленск» в феврале-июне 1934 года, проводы воздушной экспедиции на Северный полюс (СП-1) 21 марта 1937 года. Три серии, представленные на выставке, переплетаются между собой не только потому, что имеют одного автора – их объединяет внутренний накал событий, общие персонажи, событийная ценность. Экспозиция вместила в себя лишь малую толику обширного фотоархива Владислава Микоши, наша выставка лишь начало «открытия» данного автора, в новом, экспозиционном рассмотрении его творческого пути. ПРИЛЕТ ДИРИЖАБЛЯ «ГРАФ ЦЕППЕЛИН» В ЛЕНИНГРАД В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. 25 июля 1931 года В 1931 году в рамках международной арктической экспедиции в Арктике должны были встретиться немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» и советский ледокол «Малыгин». Дирижабль «Граф Цеппелин» LZ-127 стартовал 24 июля 1931 года из Фридрихсгафена. Командир корабря – доктор Хуго Эккенер (президент «Аэроарктики»). Научный руководитель экспедиции – советский профессор Рудольф Самойлович (в 1928 году руководитель экспедиции по спасению экспедиции Умберто Нобиле на ледоколе «Красин»), радист Эрнст Кренкель. 25 июля дирижабль приземлился в Ленинграде. 27 июля произошла его встреча с ледоколом «Малыгин», на борту которого находились Иван Папанин и Умберто Нобиле, в бухте Тихая (архипелаг Земля Франца Иосифа). 29 июля экспедиция была завершена – дирижабль приземлился на берлинском аэродроме Темпельгоф. Прилет «Графа Цеппелина» в Ленинград стал первой авторской съемкой Владислава Микоши, в то время только закончившего второй курс операторского факультета ВГИКа. ЭКСПЕДИЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ. Февраль-июнь 1934 года 13 февраля 1934 года в Арктике затонул раздавленный льдами ледокол «Челюскин». Научная экспедиция под руководством Отто Шмидта и команда корабля высадились на льдину и разбили лагерь, который просуществовал ровно два месяца. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли – «Красин», «Сталинград», «Смоленск» с группой Каманина-Молокова на борту. «Смоленск», на котором шел кинооператор и фотокорреспондент Владислав Микоша, дважды надолго застревал во льдах, которые грозили раздавить его подобно «Челюскину». На Мысе Олюторка выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Кроме того, из Уэлена, на тяжелом АНТ-4, летел Анатолий Ляпидевский, а из Хабаровска – Иван Доронин и Михаил Водопьянов. Последние челюскинцы были сняты со льдины и вывезены из лагеря 13 апреля. С Мыса Олюторка «Смоленск» пошел в Бухту Провидения, где взял на борт первых челюскинцев и где 19 мая встретился с «Красиным» и «Сталинградом». Последних челюскинцев, шедших на собачьих упряжках, «Смоленск» взял на борт в Бухте Лаврентия, откуда начался его обратный путь. В порт Владивостока «Смоленск» со спасенными челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Челюскинская эпопея была завершена. ПРОВОДЫ ВОЗДУШНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС (СП-1). 22 марта 1937 года 22 марта 1937 года с Центрального аэродрома в Москве на Северный полюс отправилась воздушная экспедиция Шмидта-Шевелева. В экспедицию вошли четыре тяжелых самолета ТБ-3 (АНТ-6), которые вели полярные летчики Михаил Водопьянов (флагманский самолет Н-170), Анатолий Алексеев (Н-172), Василий Молоков (Н-171) и Иван Мазурук (Н-169). Кроме того, средний разведсамолет летчика Головина и легкий Р-5 с пилотом Крузе. 25 мая флагманский самолет Михаила Водопьянова первым достиг Северного полюса и высадил на лед четверых зимовщиков – Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Федорова и Петра Ширшова, которым предстояло провести на станции «северный полюс – I» (СП-1) 274 дня. Корреспондент газеты «Известия» Владислав Микоша снял для своей газеты проводы экспедиции на Центральном аэродроме.
Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже
Элио Чиол. От неореализма до Аквилеи