Вернуться
9 из 39
Просмотрено 9 из 39
Детская мода. 100 лет назад
Детская мода. 100 лет назад
Заголовок
Детская мода. 100 лет назад
Аннотация
ДЕТСКАЯ МОДА. 100 ЛЕТ НАЗАД Первое знакомство с фотографией хорошо запоминается. Вас тщательно причесывают, наряжают во все лучшее, ведут в таинственную комнату без окон, где стоит предмет на длинных ногах и с одним глазом ‒ почти живой ‒ непонятно злой или добрый. Фотограф залезает к нему под черную тряпку и шепчется с ним ‒ уговаривает выпустить птичку, которую ты очень ждешь, потому что это интересно ‒ в комнате и вдруг птичка, но вечно пропускаешь этот момент, и ждешь в следующий раз - теперь уж точно не пропустишь ‒ главное, не моргнуть. Все это вы помните по собственному опыту, а на выставке Мультимедиа Арт Музея можете убедиться, что и в начале прошлого века нарядные дети ждали птичку с таким же интересом, как и вы. Сто лет не очень большой срок. Даже рядовому зрителю легко различить одежду побогаче и победнее, изящные столичные наряды и диковинные костюмы, порожденные буйной фантазией провинциального портного. География работ, представленных в выставке, широка ‒ от Могилева до Владивостока и от Архангельска до Баку. Эти фотографии бесхитростны и функциональны, В основном это «кабинетные» портреты, сделанные исключительно для внутрисемейного пользования. Их авторы ‒ рядовые российские фотографы, малоизвестные, неизвестные и забытые владельцы или работники бесчисленных фотоателье, разбросанных по всей обширной Российской империи. Это не вдохновенные артисты, а простые мастера своего дела. Их работы не претендуют на высокое искусство, но с легкостью переживают свое время, становясь бесценным свидетельством культуры ушедшей эпохи. Все снимки, представленные в выставке, быть может, не самая уникальная, зато самая очаровательная часть собрания музея. На фотографиях дети в нарядах столетней давности. Почти ушедшие в прошлое крестильные рубашечки, гимназическая форма ‒ она мало менялась в течение последующих ста лет; простая, удобная для работы одежда крестьянских детей, одинаковые ситцевые платьица приютских сирот; прекрасные кружева и бантики девочек, одетых для детского бала. Настоящий же апофеоз детского костюма ‒ матроска. Ее носят все ‒ мальчики от младенцев до подростков, девочки из хороших семей, столичные жители и провинциалы. Мы видим почти точные копии настоящей морской формы и фантастические одеяния, лишь отдаленно напоминающие образец. Какая форма может поспорить с морской своей красотой и романтичностью? 1900-е годы ‒ время русско-японской войны, прославленных подвигов «Варяга» и «Корейца» ‒ делает матросский костюм необычайно популярным. На детскую одежду оказывает влияние и взрослый стиль модерн ‒ его страсть к стилизации здесь оборачивается своеобразным костюмированием: вот дети в костюмах, которые сейчас могли бы считаться маскарадными ‒ русских, кавказских, венгерских, В них вряд ли ходили по улицам ежедневно, но и шились они не только для походов к фотографу, Одежда для девочек всегда больше похожа на взрослую. Изящные шляпки, пена кружев и оборок, замысловатые расцветки тканей ‒ печать модерна здесь видна отчетливо. Маленькие изысканные прекрасные дамы идут под руку с рыцарями в матросках. Всякое время дает свои образцы для подражания. В начале XX в. все ясно и определенно. Есть подлинные герои ‒ русские моряки, есть пока и настоящие принцессы ‒ великие княжны. И мальчик должен быть героем, а девочка ‒ принцессой. Ими можно стать хотя бы на время, хотя бы одевшись в соответствующий костюм, хотя бы на фотографии, сделанной в ателье на центральной улице города твоего детства. Елена Руденко
Дата публикации
Город-курорт Пятигорск на снимках Ивана Шагина
Екатеринбург - порт шести морей