Дмитрий Всеволодович Козлов – один из опытнейших мастеров советской фотожурналистики. Более полувека он прослужил в качестве фотокорреспондента в главном фотоагентстве страны – РИА «Новости». В годы Великой Отечественной войны не раз он оказывался в сложной боевой обстановке, за что награжден орденом Красной Звезды и медалями. После войны ему доверяли съемку первых лиц советского истеблишмента, включая первых секретарей ЦК КПСС – Никиту Хрущёва и Леонида Брежнева.
В середине 1950-х перед советскими фотокорреспондентами была поставлена задача доказать своими снимками, что уровень жизни советского человека ни в чем не уступает уровню жизни жителей Америки или Европы. В частности, Дмитрию Козлову было поручено создать портреты представителей творческой интеллигенции. Но это должны были быть не привычные советскому человеку «застывшие», выверенные до мелочей, идеализированные образы, а живые, привлекательные, непосредственные, разносторонние личности.
Мы не знаем, сам ли Дмитрий Всеволодович выбирал своих персонажей, или ему был сверху спущен их список, но среди них оказались такие яркие молодые актрисы, как Руфина Нифонтова и Ирина Скобцева, Елена Добронравова и Лилия Юдина, ведущие балерины Большого театра Раиса Стручкова и Римма Карельская со своими мужьями, актерами Александром Лапаури и Глебом Евдокимовым. Не обошел вниманием фотограф и советский цирк, в его объектив попали такие звёзды, как дрессировщица Маргарита Назарова и клоун Олег Попов. Музыкальная элита представлена на кадрах фотографа такими деятелями, как скрипачи Игорь и Вера Безродные, пианисты Святослав Рихтер и Евгений Малинин.
Одним из новшеств для того времени стало то, что фотограф большинство фотосессий провел у своих персонажей дома, наблюдая за их будничными заботами. Балерина Римма Карельская на его кадрах моет посуду, пылесосит ковер, балерина Раиса Стручкова вместе с мужем, Александром Лапаури, выгуливает любимого фокстерьера, Руфина Нифонтова отдыхает на даче: поливает, собирает, кушает клубнику, рассматривает альбом с европейской живописью. Самым смелым кажется сюжет, где мы видим ведущую актрису Вахтанговского театра, Елену Добронравову в автомастерской, в потертом комбинезоне: она помогает мастеру ремонтировать автомобиль!
Особняком стоит сюжет из жизни дрессировщицы Маргариты Назаровой. Фотограф сумел получить разрешение на её визит, и не одной, а с двумя тигрятами, в детский сад! Второй локацией стало кафе «Дружба» на Петровке (сегодня, к сожалению, уже не существующем). На некоторых кадрах видна толпа москвичей и гостей столицы, с удивлением наблюдающих, как дрессировщица кормит своих тигрят мороженым с ложечки.
Подытоживая, можно сказать, что приемы, примененные фотографом для создания галереи представителей советского искусства, были чрезвычайно смелыми для 1950-х годов и во многом предопределили стиль и приемы современных фотографов.
Хранитель музейных предметов Анна Разина
Читать далее