К истории развития золотодобывающей промышленности России
В 30-х гг. XIX в. были открыты золотые россыпи в Енисейской губернии, которая вскоре стала основным поставщиком золота в России. С 1834 г. началась добыча золота в Ачинском, Минусинском и Енисейском округах, спустя два года — по Бирюсе, а с 1838 г. — в Канском и Нижнеудинском округах. Расцвет золотодобычи в Енисейской губернии пришелся на 1840—1850-е гг.. Прииски в то время разрабатывались владельцами, арендаторами и золотничниками — старателями.
Производственный процесс состоял из трех операций: добычи, перевозки и промывки золотоносных песков. Рабочие каждого прииска подразделялись на забойщиков, промывальщиков, возчиков песка, гальки и эфеля (мелких и легких частиц горных пород, выносимых водой при промывке россыпного или при обработке рудного золота), свальщиков, плотников и т. д. Сначала разработка золотых россыпей производилась с помощью примитивных орудий: металлическими кайлами, ломами и лопатами и деревянными лотками, бутарами, тачками. Однако по мере падения содержания золота на вновь открываемых приисках и при увеличении объема пустых пород встал вопрос о снижении трудоемкости работ за счет механизации. Уже в 1838 г. на приисках по реке Бирюсе и на Мане устроили для промывки песков специальные чаши. При обогащении песков переходили к промывке машинами, приводимыми в движение водяной силой и конными приводами. Вслед за чашами стали строить бочки наподобие дражных, сначала деревянные с железным набором внутри, затем металлические, использовались примитивные промывальные машины со специальным водяным колесом. Наиболее распространенными промывальными приборами в середине XIX в. были бутары. Для подвозки песков к бочкам в особых таратайках использовались лошади. На ряде приисков Енисейского округа пески подвозили лошадьми по железным рельсам, а подъем вагонов к бочке осуществлялся бесконечным канатом.
Торговых лавок и магазинов в северной тайге было неизмеримо больше, чем церквей. Торговые точки владельцам приисков давали прибыль, а содержание богоугодных учреждений обходилось золотопромышленникам в круглую сумму. Первой в северо-енисейской тайге появилась Успенская церковь на прииске Платоновском (река Актолик), принадлежавшем купцу Голубкову и открытым в 1840 г.. Другая церковь находилась на реке Дыдан, на прииске Александровском, принадлежащем купцам братьям Востротиным. Постоянных священников в этих церквах не было. Церковный причт (священник и дьякон) находился на прииске Ново-Мариинском по реке Енашимо, принадлежащем наследникам золотопромышленника Григорова и открытом в 1850 г.. Торжественные богослужения совершались по очереди в каждой церкви, службы были приурочены к церковным праздникам. Причт содержался на средства золотопромышленников, причем священник получал по 1 рублю, а дьякон по 25 копеек с каждого рабочего. Вызовы на прииски выполнялись незамедлительно, для этих целей у батюшки был собственный конный выезд.
К началу 1860-х гг. добыча золота в Енисейской губернии резко сократилась. Наиболее богатые россыпи были отработаны. Золотая лихорадка прокатилась дальше на восток к бассейну Лены и Витима.
Добыча золота в Витимско-Олёкминском районе началась в 1844 г.. В 1855 г. было основано «Ленское золотопромышленное товарищество « (Лензото»). В 1861 г. на приисках начала действовать первая в районе конная железная дорога, а в 1865 г. уже действовала узкоколейка. В 1873 г. банкир Евзель Гаврилович Гинцбург скупил долги купцов-золотопромышленников. «Лензото» перешло в собственность Гинцбургов и их компаньонов. Сын Е. Гинцбурга, барон Гораций Гинцбург, продолжил скупать участки добычи. В 1892 г. банкирский дом Гинцбурга попал в полосу глубокого кризиса. В 1896 г. Г. Гинцбург создал новое «Ленское золотопромышленное товарищество» для краткости также именуемое «Лензото». Учредителем его, кроме Г. Гинцбурга, стал банкирский дом «Э.М. Мейер и К°». Правление находилось в Петербурге. Тем не менее, «Лензото» практически сразу попало в тяжелое финансовое положение. От неизбежного краха «Лензото» спаслось с помощью Государственного банка, который предоставил ему долгосрочный кредит под достаточно высокие проценты (7,5-8 % годовых). К 1896 г. была построена первая в бассейне Лены гидроэлектростанция. В 1898 г. на Ленских приисках подключили первые телефоны, и тогда же вдоль реки Ныгри была пущена первая в России электрифицированная железная дорога. В 1908 г. акционеры «Лензото» подписали договор о создании финансового общества «Lena Goldfields Co., Ltd» («Лена Голдфилдс»). Председателем его правления был избран бывший министр торговли и промышленности В. И. Тимирязев. Остальные места в правлении заняли иностранцы. При финансовой поддержке Госбанка и «Лена Голдфилдс» к 1910 г. «Лензото» превратилось в полновластного хозяина Ленского золотопромышленного района, монополизировав не только практически всю добычу, но и транспорт, и торговлю.
С 1894 г. начала функционировать Бодайбинская узкоколейная железная дорога с начальной станцией Бодайбо и конечной Надеждинская (сейчас Апрельск). От пристани на реке Витим через Бодайбинскую резиденцию до ближайших приисков были проложены первые рельсы узкоколейной железной дороги. Это событие произошло за три года до прихода первого поезда в Иркутск. В 1897 г. открыто движение на участке ст. Зимовье — Верхний участок Бодайбинского прииска. В этом же году в Бодайбо поступили большие паровозы завода «Керр Стюарт» из Англии. В 1906 г. железную дорогу довели до конечного пункта (станция Васильевская). Дорога была закрыта и демонтирована приказом Министерства цветной металлургии только в 1967 году.
В 1896 г. заработала первая в Иркутской губернии (и вторая в России) гидроэлектростанция мощностью 300 кВт, в то время самая мощная в России. Была проложена первая в стране линия электропередач. Всего к 1914 г. в районе действовало шесть гидроэлектростанций, работавших в единой энергосистеме, первой в России. Их электроэнергия использовалась не только для производственных целей, но и для бытовых нужд.
С 1902 г. главноуправляющим Ленскими золотыми приисками был назначен И.Н. Белозёров. Управление всеми Ленскими золотыми приисками было разделено на 3 дистанции – большие административно-технические участки. Во главе каждой дистанции стояли свои управляющие. К 1912 г. основная деятельность «Лензото» была сосредоточена на приисках второй дистанции, которая вытянулась вдоль реки Бодайбо и по ее притокам. Там были открыты большие запасы золотого песка и оборудованы 29 приисков. На второй дистанции работал Феодосиевский прииск, от которого протянули ветку железной дороги, в то время как на прииски первой и третьей дистанции вела труднопроходимая таежная тропа, удобная для сообщения лишь зимой, когда эта тропа превращалась в таежный «зимник». Во главе второй дистанции был поставлен В. Савинов. Вторая дистанция разделялась на четыре управления: Феодосиевское (управляющий - Самохвалов по кличке «Палач»), Прокопьевское (управляющий - инженер Кобылянский по прозвищу «Копыто»), Иннокентьевское (управляющий - Власов), Андреевское (управляющий - Цынберг). В распоряжении каждого управляющего был целый штат служащих рангом ниже: смотрители, нарядчики, старшие рабочие, становые, надворные. Таких служащих называли «кнуты».
Месторождения золота делятся на коренные и россыпи.
Коренные месторождения - это золотые жилы, проходящие внутри кварцевых полос, местами выходящих на поверхность. Верхние слои кварца были мягкие и поддавались разработке кайлом и лопатой, но далее вглубь их плотность увеличивалась, и добыча кварца становилась возможной только с помощью взрывных работ.
Для добычи жильного золота строились шахты, прокладывавшиеся в глубину до конца кварцевого слоя или уровня грунтовых вод. Шахты делились на два, реже — на три отделения. По одному — производился подъем руды и спуск материалов, по другому, лестничному, — спускались и поднимались рабочие. Лестничное отделение разделялось досками на этажи, между которыми устанавливались стремянки. Иногда, в нарушение правил, для спуска и подъема людей использовали канаты и бадьи для подъема руды, что нередко приводило к несчастным случаям. Устраиваемое на некоторых шахтах третье отделение служило для установки труб, по которым из шахты откачивали воду.
От ствола шахты делали «высечку» на жилу. Доходя до конца жилы, делали «заработку» вверх, поднимаясь до следующего этажа, настилали пол и вынимали жилу в обратном направлении. Это называлось «работать полатями» или «потолочной разработкой». Для добычи золотоносного кварца использовались лопата, лом, кирка, кайло, молоты, забурник, бур, чищалка. С помощью этих приспособлений в забое откалывались куски руды или, если порода была крепкой, пробивались круглые углубления — шпуры. Сначала один рабочий забурником намечал углубление в стенке забоя, затем уже вдвоем металлическим буром бурили шпур. Чищалкой из шпура убирали мелкую крошку. В шпуры закладывали черный порох и производили взрыв, который отрывал куски руды от стенки забоя. Впоследствии стали использовать динамит. Добытая руда в тачках или вагонетках отвозилась на рудный двор, расположенный в стволе шахты, где вручную нагружалась в бадью. Нагруженная бадья на пеньковом канате с помощью ручного или конского ворота поднималась наверх.
Другим способом добычи золота являлась разработка россыпей. Россыпи располагались в речных долинах и реже на склонах гор, сверху они были покрыты наносами пустой породы, так называемыми «торфами» различной толщины. Разрабатывали золотоносные пески открытым способом — разрезами и разносами, с вывозом добытого песка на золотопромывальную фабрику. В зимнее время года добыча песков прекращалась, или в бортах разреза делались небольшие подземные выработки, которые крепились по всем правилам горного искусства. В очень редких случаях оттаивание песков производилось кострами. Вскрытие торфов обычно производилось вручную лопатами. В начале XX в. на некоторых приисках для этой цели стали применять экскаваторы. Основными инструментами для добычи песков служили кайло и лопата. Добытый песок на двухколесных таратайках или просто на телегах отвозили на промывку на фабрику. В Первую мировую войну военный министр, учитывая важное значение для страны добычи золота и платины, приказал освободить от военно-конской повинности рабочих лошадей, находившихся на приисках. В 60-х гг. XIX в. в золотоплатиновой промышленности стали использовать переносные железные дороги, по которым вручную или лошадьми перевозили вагончики с песком. Для того, чтобы разрезы были сухими, по их дну проводились водоотводные канавы, по которым вода либо отводилась в реку, либо скапливалась в специальных ямах — зумпфах, откуда насосами подавалась на промывку.
Простейшим прибором для извлечения золота из песка являлся вашгерд. Он представлял собой деревянную наклонную плоскость длиной в одну сажень (2,13 м) и шириной 1,5 аршина (106,7 см), по бокам которого прибивались деревянные бортики, а сама плоскость перегораживалась поперечными плинтусами, между которыми стелилась рогожа. В верхней части вашгерда
устанавливался деревянный ящик — головка, куда насыпали до одного пуда песка. В него простым течением по лоткам или с помощью ручного насоса подавалась вода. Песок растирали гребенками, легкие частицы уносились водой, а золото или платина, как более тяжелые, оседали на рогоже и плинтусах, откуда потом собирались с помощью ртути. На одном вашгерде работала артель из 6 человек, которая за смену промывала от 20 до 30 пудов песка.
Вторым распространенным приспособлением для добычи золота являлась американка. Работа на американке заключалась в том, что пески бросались лопатой в длинные, большей частью пятиаршинные (3,5 м) деревянные желоба или ящики, установленные наклонно на деревянных подставках и вставленные один в другой, в которые пускалась мощная струя воды. Силой потока земля и мелкая галька уносились по желобам в канаву, золото же или платина оседали на набитых по дну желоба плинтусах, а крупная галька отбрасывалась лопатой. Преимущество американки перед вашгердом заключалось в том, что работать на ней можно было прямо у стены забоя, передвигая ее по мере надобности, добытый песок сразу шел на промывку, минуя стадию перевозки. Минусом в ее эксплуатации являлась потребность в большом количестве воды.
Оборудование, машины, агрегаты, приборы и т. п. на золотые прииски завозились. Чаще всего они были иностранного производства. В этом отношении золотопромышленности оказывалась государственная помощь.
В 1898 г. был Высочайше утвержден закон, разрешающий беспошлинный ввоз машин и оборудования на золотые прииски.
3 февраля 1897 г. из Москвы через Иркутск была привезена на 8 лошадях большая золотопромывочная машина, которая была запущена на Витимских приисках.
Двухчашная золотопромывательная машина работала следующим образом: Решетчатое дно чаши делалось из листового железа, закраины — из котельного железа. В верхнюю чашу одновременно насыпали до 1500 пудов (24,5 т) песка, сверху опускалась крестовина с насаженными на нее чугунными лапами. По трубам подавалась вода, которая через мелкие отверстия орошала песок подобно дождю. Крестовина начинала вращаться под действием конного ворота или паровой машины. Протертый песок вместе с золотом падал через отверстия в нижнюю чашу, установленную с небольшим наклоном, а крупная галька удалялась после остановки гребков. Песок еще раз протирался, теперь уже легкими железными гребками, поступал на длинный вашгерд и далее на американку. За сутки можно было промыть до 10 тыс. пудов (164 т) песка.
Автор текста - хранитель музейных предметов Зайцева Л.Ю.
Читать далее