Вернуться
Агитационные поезда, пароходы и самолеты
Агитационные поезда, пароходы и самолеты
Аннотация
Агитационные поезда, пароходы и самолеты После Октябрьской революции 1917 года Советская республика нуждалась в скорейшем переходе в ряды своих сторонников бóльшей части населения страны. Молодому государству требовался широкий территориальный охват для распространения и утверждения своих идей, в том числе и среди сражающихся на фронтах Гражданской войны красноармейцев. С середины 1919 года начинает создаваться базирующаяся на железнодорожных узлах сеть агитационных пунктов, которые централизованно снабжались брошюрами, периодическими изданиями, листовками, плакатами, фотографиями и кинохроникой. Среди идеологов пропагандистско-агитационной работы были Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.И. Калинин и другие. Основными элементами советского агитпропа в это время становятся поезда ВЦИКа и правительства, которые объехали более восьмидесяти губерний и немало способствовали успеху и – в дальнейшем – окончательной победе Красной армии в Гражданской войне. Основные агитационные поезда – «Октябрьская революция», «Красный казак», «Владимир Ленин», «Красный Восток», «Советский Кавказ» и агитпароход «Красная звезда» – совершили около двадцати продолжительных поездок по Советской России. На местах в помощь поездам подключались более мобильные «красные тачанки» с экипажем из трех человек, «вооруженным» граммофонами и агитационной литературой, что позволяло – при отсутствии средств массовой информации – охватить пропагандистской работой и многочисленное крестьянское население. Кроме политической пропаганды в задачу агитационных поездов и пароходов входило и просвещение в основном не очень грамотного населения: читались лекции по сельскохозяйственному производству, санитарии и медицине, организовывались показы научно-популярных фильмов, а также специальные киносеансы для детей.