В нашем архиве хранится два негатива классика отечественной фотографии Всеволода Тарасевича, на которых изображен Павел Дуванов. О том, кто изображен на фотографиях, мы знаем из авторской подписи на конвертах. Однако Тарасевич не подписал, в каком году проходила съемка. Чтобы это выяснить, пришлось поднять немало фактической информации. Сперва я стал изучать биографию Дуванова. Его карьера началась с должности простого мастера на Воронежском кирпичном заводе № 8. В 1950 году Дуванов разработал новый скоростной метод обжига, позволивший увеличить объемы производства почти вдвое. В 1951 году за усовершенствование технологии сушки и обжига Дуванову была присуждена Сталинская премия. В том же году он был впервые избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Из этого следует, что Дуванов мог быть интересен редакциям в первой половине 1950-х годов. Говорить об интересе редакций приходится потому, что цветная пленка была редким и дорогостоящим материалом, такие фотографии делались по редакционному заданию в крупных журналах. На фотографии есть еще одна деталь, которая помогла уточнить возможную датировку: на покрытой скатертью тумбе мы видим дорогой (стоил несколько зарплат рабочего), редкий и статусный для своего времени предмет — телевизор «Ленинград Т-2». Примечательно, что в Воронеже телевидение появилось только в 1954 году. Сложно представить, что Дуванов купил такой дефицитный товар, не имея возможности им пользоваться. Кроме того, со стороны фотографа было бы сомнительно поставить в кадр телевизор, если в городе нет телевидения — представьте реакцию жителей Воронежа. Из этого следует, что Тарасевич мог сделать фотографию не раньше 1954 года. Тогда цветные фотографии публиковались в основном в двух журналах — «Огоньке» и «Советском Союзе». В первую очередь я обратился к ним. Предстояло проверить подшивки обоих изданий за интересующие нас годы. Поиски принесли результат: в январском номере «Советского Союза» за 1955 год нашлась фотография Дуванова, явно сделанная во время той же съемки, что и наша. Таким образом, фотографию можно было бы уверенно датировать 1954–1955 годами. Но оказалось, что временные рамки можно определить еще точнее. На всех снимках Дуванов держит в руках газету, название которой целиком не попало ни на один из них, однако на фотографии, опубликованной в «Советском Союзе», видна большая его часть. По ней удалось установить, что это «Строительная газета», выпуск которой возобновился после войны только в сентябре 1954 года. Соответственно, работы Тарасевича не могли появиться раньше. Учитывая, что для январской публикации фотография должна была поступить в редакцию заблаговременно, наиболее вероятно, что съемка состоялась в сентябре – декабре 1954 года.
Читать далее